НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ
Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868 года, деревня Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области) – 19 февраля 1945 года, Берлин) – русский художник-передвижник. Писал пейзажи, салонные портреты и жанровые картины в реалистичной и импрессионистской манерах. С 1903 года – академик живописи. Был одним из основателей, а с 1913 по 1918 годы – председателем общества Архипа Куинджи. В 1921 году эмигрировал в Латвию, где провел 23 года. В 1944 году переехал в Берлин и спустя год обрел там последнее пристанище. Потомки художника в Германии хранят большую коллекцию его архивов и картин.
Особенности творчества художника Богданова-Бельского: его живопись зиждется на двух полюсах. На одном – парадно-салонные портреты знати всех мастей, которые сейчас представляют интерес скорее с исторической точки зрения. Гораздо большим спросом у ценителей искусства пользуются картины Богданова-Бельского, живописующие нехитрые сценки из жизни крестьянских детей: как развлечения, так и процесс школьного обучения. После работы в студиях Кармона и Каларосси во время путешествия по Европе живопись Богданова-Бельского обогащается импрессионистскими красками и методами: мазок становится раздельным и дробным, я палитра – солнечной и яркой.
Известные картины Богданова-Бельского: «Устный счет», «Будущий инок», «Именины учительницы», «Виртуоз», «Новые хозяева», «Портрет Федора Шаляпина».
Сложилось так, что картины Богданова-Бельского до последнего времени были более известны, чем сам автор. Советская пропаганда использовала его работы для иллюстрации тяжелой жизни крестьянских детей при царе-батюшке, а вот сам художник был не из рукопожатных – мало того, что жил в иммиграции, так еще и последний год жизни провел в фашистской Германии.
Первая часть фамилии художника появилась по причине того, что незаконнорожденный сын полунищей крестьянки не мог претендовать на настоящую фамилию своего отца. Поэтому он стал Богдановым – «Богом данным». Зато у второй части происхождение куда более благородное: она появилась по названию родного уезда в 1905 году, при получении художником звания академика.
А начинал свой путь будущий портретист высшего света российской знати деревенским пастухом. Но маленького Колю так тянуло к знаниям, что в холодное время года, когда пасти было некого и негде, он пешком проделывал путь до соседнего селения Шопотово, где обучался в церковно-приходской школе. Со временем, обратив внимание на его одаренность, тамошний священник устроил мальчика в более продвинутое учебное заведение.
Профессор московского университета дворянского происхождения по фамилии Рачинский организовал в селе Татево народную школу для детей крестьян, где обучал их математике, ботанике, церковно-славянскому языку и прочим наукам. Рачинский стал попечителем Николая и решил сделать все возможное, чтобы позвоить развить наметившийся у него художественный талант.
Сначала опекун определил его на обучение в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, назначив содержание 25 рублей – настоящее состояние по тем временам для безродного крестьянского мальчика. А затем помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где будущий художник оттачивал мастерство под наставничеством Маковского и Поленова.
Путь Богданова-Бельского от полуголодного крестьянского юноши к высокооплачиваемому художнику, вращающемся в светском обществе, был довольно стремительным. После того, как выпускную работу «Будущий инок» переманила у ее первого покупателя императрица Мария Федоровна, Богданов-Бельский стал модным востребованным живописцем. Ему заказывают портреты государи, князья, патриархи и артисты.
Начиная с 18-летнего возраста Николай зарабатывает на жизнь собственным трудом и отказывается от материальной помощи своего покровителя Рачинского, хотя они сохраняют теплые отношения и ведут переписку на протяжении всей жизни.
Средства, полученные при продаже работы «Воскресные чтения в сельской школе», позволяют Богданову-Бельскому отправиться в Париж и углублять знания в художественных мастерских Кормона и Коларосси, а потом повидать Германию и Италию. В 1903 году он заканчивает Академию художеств, спустя два года получает звание академика, а в 1914 становится действительным членом Академии.
Но 1917 год нарушает размеренное течение жизни живописца. Новые веяния после Октябрьской революции не привнесли ничего из того, что мог бы приветствовать верующий христианин и выходец из крестьянской среды, по которой, подобно асфальтоукладочной машине, неумолимо прокатывался большевистский государственный аппарат.
В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем в Латвию вместе с гражданской женой Натальей Топоровой. На родине полотна не продавались, художника не приглашали на выставки. Реалистическая живопись на какой-то период уступила место авангардным течениям, и аполитичные творцы остались не у дел.
В Латвии Богданова-Бельского ожидало возрождение не только в качестве востребованного живописца, но и культурного деятеля, активно вовлеченного в художественную жизнь столицы. За два десятка лет в Риге были проведены 7 персональных выставок, не считая многочисленных совместных с другими художниками экспозиций.
Ему рукоплескали во Франции, США, Германии, Польше, Эстонии и прочих странах, где критики и коллекционеры с интересом встречали работы Богданова-Бельского. Помимо членства во многих культурных организациях и обществах Латвии, он успевает поддерживать иммигрантское сообщество как член совета Русского драматического театра и Русского клуба, а также Общества охотников и даже Кружка ревнителей русской старины.
За год до окончания Второй мировой войны художник в сопровождении супруги отправляется в Берлин, чтобы лечь на операцию в немецкую клинику. Это решение оказывается роковым. Здесь он напишет свою последнюю работу – портрет дочери врача-анестезиолога и проживет всего несколько дней после операции. Из-за постоянных авианалетов на Берлин медицинские работники то и дело переносили пациентов в убежище, что не добавляло тяжелобольным ни здоровья, ни сил. Похоронили Богданова-Бельского на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Источник
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website