КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ
ПЕТРОВ-ВОДКИН
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии. Его предки по материнской линии были крепостными крестьянами, работали на московской ткацкой фабрике. Они переселились на Волгу из Тульской губернии, когда прежний помещик проиграл полдеревни своих людей в карты. Родственники по отцовской линии с давних времен жили в Хвалынске.
Отец Кузьмы Петрова-Водкина был сапожником. Сыну он запомнился «открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью». Мать будущего художника прислуживала в зажиточных купеческих семьях и «в свободную минуту любила поговорить, обсудить и поплакаться о своих и чужих бедах».
Отец отдал Кузьму Петрова-Водкина в приходское училище. Больше всего будущему художнику нравились там уроки арифметики, однако всерьез получать знания никто из учеников не стремился.
Первый опытом Кузьмы Петрова-Водкина в рисовании был пейзаж с березами, который он написал масляными красками на кусочке жести. Во второй раз будущий мастер изобразил на картоне речное судно. Своим художеством он хотел впечатлить сестру друга, в которую был влюблен. Но окружающие отнеслись к картине равнодушно, и затея не удалась. На какое-то время после этого Кузьма Петров-Водкин забросил рисование, пока однажды в классе, прямо во время урока, не начал чертить карандашом в тетради.
У него так хорошо получилось изобразить иллюзию разорванной страницы, что поначалу учитель и одноклассники не отличили ее от настоящей дыры. Петрова-Водкина признали лучшим в школе по рисованию. С этого времени будущий живописец своего увлечения уже не бросал.
В родном городе Кузьма Петров-Водкин познакомился с иконописцами и научился у них работе над иконами.
После приходской школы Кузьма Петров-Водкин решил поступать в железнодорожное училище в Самаре. Но там он не сдал вступительный экзамен ― не сумел написать сочинение на тему «История России». Однако провал не слишком огорчил Петрова-Водкина. Он показал свои рисунки художнику Федору Бурову, и тот принял его в свои «Классы живописи и рисования». Спустя два года Буров скончался, поэтому доучиться Петров-Водкин не успел и вернулся домой, в Хвалынск.
В 17 лет Кузьма Петров-Водкин переехал в Санкт-Петербург и успешно сдал экзамены в Центральное училище технического рисования Штиглица. Он смог там обучаться благодаря архитектору Роману Мельцеру и меценатке Юлии Казариной. Мельцер приехал в Хвалынск проектировать особняк. Когда он увидел рисунки Петрова-Водкина, то сразу разглядел в нем талант и уговорил свою заказчицу Казарину поддержать молодое дарование деньгами.
В 1897 году Петров-Водкин перебрался в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В то время там преподавали живописцы Валентин Серов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, Константин Горский. Кузьма Петров-Водкин учился в мастерской Серова.
Кузьма Петров-Водкин совмещал обучение с подработкой ― давал частные уроки, проектировал и лепил изразцы на гончарном заводе, расписывал церкви, создавал эскизы мозаик и майолик. Также он регулярно участвовал в выставках-аукционах Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Художник окончил учебу в 1904 году и уехал в заграничное путешествие ― хотел продолжить совершенствоваться в живописи. Это была не первая поездка Петрова-Водкина: еще во время обучения он побывал в Германии и Англии. В этот раз он почти год путешествовал по Италии, где знакомился с работами мастеров итальянского Возрождения. Потом Петров-Водкин отправился во Францию.
После возвращения в Россию Кузьма Петров-Водкин встретился со своим бывшим преподавателем Валентином Серовым. Тот отнесся к художнику довольно холодно. Но когда Серов увидел полотна своего ученика, то изменил свое отношение на более теплое.
К Февральской революции 1917 года Кузьма Петров-Водкин отнесся с воодушевлением. Он вошел в состав Петроградского совета по делам искусств, который возглавил писатель Максим Горький. Со следующего года живописец стал профессором в Академии художеств, которую тогда же преобразовали в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Там Петров-Водкин преподавал около 15 лет. В письмах он жаловался, что эта работа отнимает много сил и времени и не дает полноценно заниматься творчеством.
Свои наблюдения за жизнью города после революции и традиционную тему материнства Кузьма Петров-Водкин соединил в картине «1918 год в Петрограде». Ее почти сразу стали называть «Петроградской мадонной». На этом классическом полотне он изобразил женщину с младенцем на руках, которая стоит на балконе, а позади нее видна городская площадь с людьми и дома с выбитыми окнами.
В 1910-х — начале 1920-х годов Петров-Водкин разработал собственную теорию живописи и особые творческие приемы: «сферическую перспективу» ― метод изображения объектов, который давал ощущение шарообразной поверхности, и «трехцветие» ― использование красного, синего и желтого цветов.
Из книги Кузьмы Петрова-Водкина «Пространство Евклида»
Эти приемы Кузьма-Петров Водкин использовал в своих поздних работах, включая портреты и натюрморты: «Полдень», «Утро. Купальщицы», «Девушка в красном платке (Работница)», «Утренний натюрморт».
К 10-летнему юбилею Красной армии Кузьма Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара». На переднем плане он изобразил раненого мужчину в комиссарской форме, которому не дает упасть на землю его ординарец, на заднем плане ― подстреленного солдата и его уходящих однополчан. Полотно признали шедевром выставки Ассоциации художников революционной России, а искусствовед Яков Тугендхольд даже назвал его «гвоздем» всей экспозиции.
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина ухудшилось, по совету врачей он почти бросил писать картины. Через несколько лет живописцу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и назначили персональную пенсию. Художник переехал из Ленинграда в Детское село и в моменты хорошего самочувствия занимался портретами своих соседей-писателей: Алексея Толстого, Вячеслава Шишкина, Андрея Белого. В остальное время он писал рассказы, повести, очерки, мемуары.
Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Его похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде.

Источник
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website