АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
Аполлинарий Михайлович Васнецов появился на свет 25 июля (6 августа) 1856 года в роду потомственных священнослужителей. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был простым священником. Семейство проживало в селении Рябово близ города Вятки. Мать звали Аполлинарией Ивановной. У Васнецовых было много детей, и двум из них предстояло прославить Россию своими картинами. Старший брат Аполлинария — это знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов, кисти которого принадлежат такие известные картины, как «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт». Но если Виктора привлекали волшебные, сказочные сюжеты, то Аполлинарию было суждено войти в историю искусства с реалистично-настроенческими пейзажами, а также с картинами-реконструкциями исторического бытия Руси.
Аполлинарий рос одарённым ребёнком. В нём рано проснулся талант художника, но судьба была не слишком благосклонна к мальчику. В десять лет он потерял мать, а через четыре года лишился и отца. Это стало тяжёлым ударом для юного живописца, ведь именно отец (тоже, кстати, обладавший художественным талантом) воспитал в нём любовь к природе и зародил дар пейзажиста.
Следующие несколько лет были очень непростыми для Аполлинария. Он учился в Вяткинском духовном училище, которое вспоминал впоследствии не самыми лучшими словами. Но были и светлые моменты в жизни. Однажды, приехав в Вятку, Виктор Васнецов, уже учившийся в столице, обратил внимание на творческие дебюты подростка и осознал, что дар младшего брата не получает должного развития. По рекомендации Виктора юный художник стал раз в неделю заниматься у польского живописца — Михала Эльвиро Андриолли, оказавшегося в Вятке в качестве ссыльного. Основной акцент в обучении делался на пейзажной живописи: Аполлинарий копировал работы швейцарца Александра Калама, прославившегося изображением альпийских ландшафтов, а также писал с натуры виды родного Русского Севера, которые открывались прямо из окна.
После окончания духовного училища шестнадцатилетний Аполлинарий отправился в Санкт-Петербург, причём сделано это было по настоянию Виктора Васнецова, который хотел открыть перед братом двери в профессиональный мир живописи. Но юноша не сразу понял, в чём заключается его признание. Некоторое время он размышлял над поступлением в Геологический институт, а затем, загоревшись идеями народничества, решил стать сельским учителем и уехал в родную Вятскую губернию. Там, в селе Быстрица, он преподавал три года. Но реальность разошлась с народническими идеалами. В итоге молодой человек понял, что его стезя и призвание — всё-таки искусство. В 1875 году Аполлинарий переезжает в Москву, которая становится одной из главных тем его живописи. Там же в это время обосновался и Виктор, который ввёл брата в творческое сообщество. И хотя Васнецов-младший так и не поступил в Академию художеств, он настойчиво повышал свой профессиональный уровень. Значительное влияние на него оказала атмосфера так называемого абрамцевского кружка, объединившего творческие силы передовой интеллигенции. Юноша брал уроки у Василия Дмитриевича Поленова , Ильи Ефимовича Репина, Василия Максимовича Максимова, Марка Матвеевича Антокольского. Учился он и у своего старшего брата. Первой картиной, которая принесла Аполлинарию Васнецову профессиональное признание в широких кругах, стал «Серый день», или «Серенький денёк» (1883). Эту работу приобрёл великий русский меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, тем самым выписав молодому художнику «билет» в сообщество значимых или, по крайней мере, многообещающих мастеров кисти. В этой работе уже отчётливо проявился почерк Аполлинария Васнецова: неброский пейзаж на фоне серого неба выглядит безыскусно, но рождает чувство спокойствия и умиротворения.
В 1885-1886 годах Васнецов предпринял большое путешествие по Российской империи. Итогом стали произведения, на которых могучими потоками разливались Днепр, Кама и сибирские реки, вставали уральские горы, шумела непроходимая тайга...
Но Аполлинарий Михайлович видел своё призвание не только в пейзажной живописи и говорил, что не меньшую, если не большую страсть вызывает у него научная работа, исследование старины. В области науки Васнецов был профессионалом: он входил в Московское археологическое общество.
Совместив эти две сферы деятельности, рождавшие у него вдохновение — науку и искусство, Васнецов писал картины, в которых воссоздавал былой облик русских городов.
На этом поприще он прославился и как автор декораций для исторических опер, спектаклей. Творчество мастера получило широкое признание. Хотя в молодости ему так и не довелось стать студентом Академии художеств, в 1900 году это учреждение присвоило ему звание академика. В 1901-1918 годах Аполлинарий Михайлович занимался преподавательской деятельностью.
Трепетно относясь к духовным традициям народа, художник с болью воспринял начавшуюся после революции кампанию по уничтожению церквей. Он был единственным из живописцев, кто в 1931 году осмелился выступить против разрушения московского Храма Христа Спасителя, направив открытое обращение в «Известия».
Неизвестно, чем бы аукнулась эта отвага в эпоху репрессий, но художник покинул этот мир раньше, чем репрессивная политика государства достигла апогея. 76-летний Аполлинарий Васнецов ушёл из жизни 23 января 1933 года.

Источник
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website